Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:07 

Нестандартные ёкаи: падшие боги и Пятеро Детей

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Падшие боги

Боги отличаются от ёкаев одной несущественной мелочью: способом питания. Существования. Бытия. Бог черпает энергию из Ликования - совершенно-чистого ян, ёкай - из Страха, чистого инь. Бог абсолютно благ и нетронут скверной - ёкай порожден скверной и нечистыми желаниями. Бог существует, пока в нем есть нужда - ёкай существует, пока есть те, в ком нуждается он.
И всё же есть боги, которые становятся ёкаями. А виноват во всем... буддизм.

Когда Падма-Самбхава пришел на землю Японии, он проповедовал не только людям, гласит легенда. Он начал проповедь с богов. И некоторые из них согласились почитать Будду; но Падма-Самбхава знал, что сердца богов изменчивы. Он обязал новообращенных подтвердить своё обращение, приняв участие в ритуале кровавого жертвоприношения. Часть - отказалась и в ужасе бежала прочь. Но были и те, кого привлекла проповедь Небытия, те, кто свято уверовал Самбхаве. Их имена - изначальные - ныне забыты, поскольку больше не являются их именами. Лишь гордая Мариситэн, дщерь Аматэрасу, некогда бывшая ее стрелами и разившая нечисть, пожелала оставить себе прежнее имя.

Скверна, затронувшая богов, превратила их в чудовищ; Ликование стало им недоступно, и они обратились к Страху. Они ненавидят своих оставшихся чистыми родичей, и всемерно стараются им вредить. (Вообще, если поглядеть на эти одухотворенные лица становится ясно, почему простой народ как-то вот отказывал этим гражданам в божественной чистоте...)

Собственно, таким путем и другие боги становятся ёкаями: принял кровавую жертву, тем паче человеческую - всё, прощайся с Ликованием. Ками - это не только права. Это, в первую голову, обязанности.
Впрочем, при желании вернуть доступ к Киэцу можно: надо только умолить оммёдзи очистить тебя.

Пять благородных родов

Пятью благородными родами называют тех ёкаев, прародители которых некогда были рождены богиней Ама-но дзяку (Небесная наоборотная принцесса). Эти ёкаи не осквернены Страхом своих собратьев и, если они соблюдают положенных их роду кодекс поведения, могут питаться энергией Киэцу. Как правило они живут сплоченными общинами-семьями; вступление в Хороводы не поощряется, хотя некоторые благородные могут становиться Ведущими. Впрочем, как правило, это падшие благородные. Каждый благородный род принадлежит одной из первичных стихий, и следует пути, который диктует эта стихия (хотя случаются и отклонения). Поскольку в манге присутствуют представители всех пяти родов, причем они в целом соответствуют своему амплуа в позднеяпонской демонологии, ниже приводится краткое описание данных родов.
Вода: Юкихито
Описание
Их кодекс поведения - Суйдо (путь воды). Его основные положения таковы: сущность воды - охлаждать, оставаться неизменной и стремиться вниз. Потому юкихито должны быть спокойны, хранить законы мира ёкаев и не стремиться на небеса к богам, смиренно отдаваясь служению миру смертных. Суйдо запрещает: одаривать своей любовью ёкаев иных родов, кроме благородных; стремиться к божественной силе; забывать о древних законах ёкаев; оставлять службу по охране врат Ада.
Местообитание юкихито - ледяная степь Идзумо, мифическая земля, находящаяся перед вратами Ада. Эта земля отравлена, жить на ней могут только ёкаи и еще редкие чародеи. К сожалению, ныне в мире практически не осталось не-падших представителей снежного народа: некогда желавшие открыть двери Ада могущественные духи подослали к ним красавцев и красавиц, соблазнивших их женщин и мужчин и вынудивших их нарушить запреты Суйдо. Затем они перебили всех юки-отоко; только женщины - прекрасные юки-онны - остались в живых.
Сила юкихито - стихия воды в аспекте холода. Хотя с падением этот народ сильно ослабел, их искусство всё еще остается впечатляющим. К народу юкихито принадлежат Рэйра, Цурара и Сэцура, юки-онны.
Юкихито отличает неколебимая верность избранному пути или избранному господину, а особенно - верность чувствам. Они нелегко любят и ненавидят, но еще сложнее отказываются от своих чувств. Они до сих пор легко чувствуют опасность раскрытия Ада, и даже падение не может удержать их от желания ринуться в бой в такой ситуации. Они старшие из пяти родов, а потому весьма уважаемы.
Огонь: Лисы (Кицунэ)
Описание
Их кодекс поведения - Гошикидо (путь разноцветья). Его основные положения таковы: сущность огня - согревать, повиноваться страсти и стремиться ввысь. Потому лисы должны быть внимательны к своим чувствам, избирая из них одно и следуя ему во всем, они должны согревать тело земли, чтобы она родила посевы, они должны желать вознестись на небеса и стать тэнко (небесные божественные лисы, посланницы Инари). Гошикидо запрещает: предаваться разврату; воспитывать детей по достижении ими семи лет; не исполнять божественных поручений; пробовать человеческую плоть.
Лисы живут среди людей, хотя предпочитают обитать при храмах Инари, в специально созданных для них домах-статуях. Падшие лисы обычно обитают в веселых домах, гейшатниках или обычных человеческих жилищах. Лиса может почти безупречно превратиться в человека, но у нее непременно останется "метка" ее сущности - или уши и кончик хвоста (хвостов), или некая... неправильность в одежде. Например, на мужчине будут женские брюки, на женщине - мужская майка, или кимоно будет не так запахнуто, или пояс не так завязан... причем этот нюанс так сразу не заметить - но он есть.
Поскольку не-падшие лисы достаточно скромные, серьезные и замкнутые существа, всецело сосредоточенные на своем служении, человек чаще встречает лис падших. И крайне редко переживает эти встречи.
Каждая лиса от природы расположена постигать тайны всех элементов, ибо все они растворяются в огне. Они блистательные чародеи и прекрасные воители, но горе тем из них, кто однажды пал: их смертная душа отправится в Ад, а бессмертная будет вечно спать на небесах, мучимая жуткими виденьями.
В каноне к народу лис принадлежит Хагоромо-гицунэ. Впрочем, кажется, она решила из чистого интереса нарушить вообще все правила Гошикидо...
Дерево: Еноты (Тануки)
Описание
Их кодекс поведения - Ридо (путь енота, собственно; можно записать как путь разума). Его основные положения таковы: сущность дерева - растить, развиваться, постигать. Потому тануки должны стремиться к познанию мира, не упуская ничего любопытного, постигать искусство чародейства, умножать плодородие мира и следить за произрастанием всего, что растет. Ридо запрещает: использовать обретенные знания по мелочам; скрещиваться с людьми и не-благородными ёкаями; обучать обретенным знаниям смертных или лисиц.
Тануки живут в уединенных горных долинах Сикоку, где произрастают многие утраченные виды деревьев и растений; они неизменно тщательно следят за своими садами. Поскольку тестикулы тануки могут превращаться в сколь угодно роскошное жилище, эти долины украшены настоящими архитектурными шедеврами, возникающими и исчезающими в мгновение ока. У каждого тануки множество жен, а у женщин-тануки - мужей: их сущность не приемлет моногамии. Детей у них еще больше. Тануки могут почти совершенно превратиться в человека, но даже у женщины-тануки будут, кхм, яйца - профессиональный инструмент всех енотов. Если уронить на пол созданного тануки дома уголек или пролить кислоту - тануки очень огорчится.
В отличие от прочих, не-падшие тануки вполне встречаются в человеческом обществе. Вот только общей кошмарности не-падшесть - не отменяет.
В каноне к народу тануки принадлежит Инугамигьобу Тануки Тамадзуки. Кстати, похоже - не-падший.
Ветер: Тэнгу
Описание
Их кодекс поведения - Тёдо (путь птицы). Его основные положения: сущность ветра - веять, слышать, стремиться. Он вечно между небом и землей, потому тэнгу - вечные посредники между ёкаями и богами, жрецы. Тэнгу должны следовать птичей части своей природы, вознося молитвы свойственным им методом; они должны непрестанно идти по пути совершенства, искупая совершенные в прошлой жизни грехи. Им запрещено забывать человеческую речь, предаваться разврату и пренебрегать обязанностями священника.
Надо сразу указать, что к тэнгу относятся практически все ёкаи-птицы, хотя классическая демонология (до XVIII века) таковыми считает только карас-тэнгу (врановых). У каждого рода тэнгу - свой путь. Карас-тэнгу - воины-монахи, у них и самок-то нет; цуру-тэнгу (журавли) - мастера-ремесленники и лекари, кодзяку-тэнгу (воробьи) - танцоры и актеры, и так далее. В изначальном, непадшем, состоянии тэнгу выглядит как человек с чуть искаженным лицом и птичьими крыльями. Однако, чем дальше тэнгу отступает от Тёдо - тем больше он напоминает птицу, пока не превращается в коноха-тэнгу (полуразумное птицеподобное существо, смесь вороны и лягушки, только огромное). Также есть версия, что коноха-тэнгу - напротив, тэнгу-детеныши. Впрочем, одно другому не противоречит.
Тэнгу славны легендарной похотливостью и развитым боевым искусством; они часто выступают наставниками легендарных воинов или их противниками. Считается, что ни одна женщина не может устоять перед соблазнителем из этого рода.
Живут тэнгу обычно в горах, и редко приближаются к людским городам. Зато вот уединенный горный храм вполне может быть обиталищем тэнгу-жреца, и это стоит учитывать.
В каноне к роду тэнгу относятся Курамаяма-тэнгу (это имя-кличка, означает "Тэнгу с горы Курама"; о нем подробнее - в персонажке по ёкаям Киото) и Карас-тэнгу с его детьми.
Нурегарасу, напротив - не тэнгу, но Нурэ-онна, о чем - отдельно, опять же.

Металл: Они (Демоны)
Описание
Их кодекс поведения - Кидо (путь демонов). Его основные положения: сущность металла - изменяться, покорятся и застывать совершенным. Поэтому долг они - покоряться господину (я перевожу обычно как "Сеньер", поскольку это больше феодальный термин, чем отношения слуги и хозяина), непрестанно тренироваться и совершенствоваться в обращении с избранным им оружием. Им запрещено: вмешиваться в войны смертных; любить смертных, ненавидеть смертных, привязываться к ним или заводить от них детей; поглощать икигимо. Они - это воин, воитель по своей сути. Каждый они избирает себе род оружия и следует по пути совершенствования во владении им до заоблачных вершин. Наиболее могущественные они могут творить чудеса в бою, но их чудеса не обязательно направлены на разрушение. Возможно, данный конкретный они, например, предпочтет творить одним движением клинка узоры из пламени, или пожелает отточить движения какого-либо боевого искусства до немыслимого совершенства, подобного танцу. Для они путь воина не всегда означает путь убийцы; они куда больше сосредоточены на самой красоте искусства обращения с оружием, чем на результате. Их оружием может быть и чародейство; тогда они идет по пути инь и ян, стремясь достичь совершенства - и обычно, кстати, достигает.
В жизни они есть два главных существа (иногда это одно лицо): его Сеньер и его Противник.
Сеньер - это тот, кому они служит, сражаясь с его врагами и вообще выполняя все его приказы. Они редко когда задумываются над правомерностью приказов сеньера. Разве что эти приказы разойдутся с личным кодексом чести, который у всякого они весьма строг.
Противник - это не враг, это... партнер. Равно искусный, равно преданный пути совершенствования. Тот, поединок с которым заставляет все больше оттачивать собственное мастерство.
Если юный они попадает на службу к кому-то действительно могущественному - можно не сомневаться: его Противник и его Сеньер будут одним человеком.
Они живут сплоченными кланами и не слишком жалуют чужаков - хотя заполучить они в Хоровод по-настоящему сильному ёкаю несложно.
В каноне род они представлен Кидомару и его кланниками, а также - полукровкой Ибараки-додзи, который помогает понять, почему таких порождать было запрещено.




Разумеется, это всё справедливо только для поздней демонологии; ранняя видит во всех ёкаях лишь кровожадных чудовищ. А вот со второй половины XVIII века, под влиянием распространившейся игры в "Сто историй" и всё большей популярности театра кабуки, старые сюжеты начинают перетолковываться в духе, не к ночи они будь помянуты, "Сумерек" - романтика, благородные ёкаи, прекрасные женщины, кодекс чести (очень важное понятие для позднего Эдо)...
Короче, всё как в обычной пьесе пратрагическуюлубов, но с ёкаями. Говорю же - "Сумерки". Внешность ёкаев, кстати, тоже перетолковывается. Раньше они - краснорожие гиганты-людоеды, теперь - совсем как человек, только рыжий или блондин. Юкихито из ледяных самураев и ведьм-гермафродиток превращаются в изысканно-прекрасных печальных дев и так далее.
Серокожий живой труп Дракула становится, в общем, Эдвардом))

@темы: матчасть

Комментарии
2012-10-30 в 21:31 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Лэй Чин, спасибо за статью огромное! Было здорово читать собраные воедино эти сведения. Особенно конец понравился про Сумерки!)

2012-10-30 в 21:42 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Королькова Тайка, не за что - самому в радость классифицировать, разбирать и т.п.
Любимая тема и любимое дело же.
Ты глянь, тут еще по тэгу матчасть лежит)

2012-10-30 в 22:02 

Королькова Тайка
я не Мимокрокодил, я - Знакомыйпритащил. Рафаэль-убатарейщик
Лэй Чин, обязательно на досуге почитаю, что тут еще есть.

2012-10-30 в 22:08 

SolarExalt
"Реал это не интересно!" (с) аноним с Инсайда //////////////////////////// Я - ужас, летящий на крыльях ночи! Я - Питч, упоротый веселящим снежком Джека! (с)
кодзяку-тэнгу (воробьи) - танцоры и актеры, и так далек.
И так далее может быть?

2012-10-30 в 22:13 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
SolarExalt, поправил.

2012-10-30 в 22:56 

wakamizu
........(с) Фума Котаро
Лэй Чин, какая прекрасная...матчасть! :hlop::hlop::hlop:

Унесу себе,пусть будет (и на Лиру тоже :vo: )!

2012-10-30 в 23:01 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
wakamizu, неси-неси, для кого ж писано-то!
Матчасти у меня мнооого, на всех хватит)

2012-10-31 в 11:59 

narika aka Tai_fox_silver
Смерти нет
Лэй Чин,
ммм... интересно... а можешь сказать, из каких источников ты брал эти сведения? и они относятся больше к миру Нурарихёна или к японской мифологии как есть? В частности меня интересуют представления о пяти благородных родах и их соответствии стихиям.

2012-10-31 в 19:40 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
narika aka Tai_fox_silver, компиляция сведений из вполне классической поздней мифологии, я же говорю. Хотя в Нура-каноне ёкаи в целом выдержаны в том же духе.

2012-10-31 в 21:04 

Sanada Satoshi
⚾ yakyuu baka ⚾ ☆Naniwa no tora☆
прочитал всю матчасть - очень интересно. Буду ждать новых статей ^^

2012-11-01 в 10:22 

narika aka Tai_fox_silver
Смерти нет
Лэй Чин,
угу, спасибо)) мне просто было интересно откуда именно - к примеру - авторские произведения (рассказы и пьесы) или трактаты поздних мистических школ?

2012-11-01 в 15:51 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
narika aka Tai_fox_silver, трактаты мистических школ о нечисти не писали.
Писали каталоги нечисти - итпа "Gazu Hyakki Yakko", и писали авторы пьес, да)

   

Мир "Нурарихён-но маго"

главная